ТАЙНА. «Есть только один секрет в написании картин: все, что
будет нарисовано на картине, сбудется в жизни. Поэтому я почти
всегда изображаю на картинах небольшие мешочки с деньгами».
ИСКУССТВО. «В целом искусство, как мне кажется, разделяется на
два вида. Первый вид отображает существующую реальность и свое
отношение к ней. Например, картина «Бурлаки на Волге». Есть
другой вид искусства, который не отображает существующий мир, а
изобретает свой собственный, выстраивая целую Вселенную,
наполненную огромным множеством мельчайших подробностей. Мои
картины – это именно собственный, придуманный мир. И когда люди
пытаются разглядывать картины и ассоциировать их с реальной
жизнью, я смеюсь. Иногда даже зло берет».
ЛЮБОВЬ. «Забавный случай был на открытии выставки в Австрии. Ко
мне подошла старушка, похожая на высушенную куклу Барби. Как
впоследствии выяснилось, одна из самых богатых дам Австрии. Она
долго рассматривала картину, на которой было нарисовано дерево
на Поле Чудес в Стране Дураков. Подозвала меня и попросила
объяснить, что именно изображено на картине. Я объяснил.
Старушка с восхищением в голосе сказала: «А! ААА! Теперь я
понимаю, почему мне так нравится эта картина. Потому что она –
про деньги!». Напряженно подумав, она выдала фразу, которую я
запомнил навсегда: «Но картину эту я не куплю, потому что я
люблю деньги больше чем картины!»
СЮРРЕАЛИЗМ ИЛИ ДЕНЬГИ
Мифотворец Денис Мезенцев – о художественной правде жизни.
НАЧАЛО. «Двенадцать лет назад в Русском музее состоялось
торжественное открытие выставки Эрнста Фукса, которую открывал
мэр города Анатолий Собчак. Я пришел туда жалостливым студентом
и даже в самых сказочных снах не мог себе представить, что
наступит момент, когда сам Эрнст Фукс придет на открытие моей
выставки в его галерее».
КОЛЛЕГИ. «Мне удалось попасть в круг мировых, общепризнанных
художников, работающих в стиле постсюрреализма. Это Эрик Брауэр,
чьи литографии висят в каждой уважающей себя европейской семье
бюргеров. Это Питер Грич – один из самых перспективных
постсюрреалистов нашего времени, хороший художник и
высокопорядочный человек, умеющий поддерживать добрые отношения
с коллегами. Это Ханс Руди Гигер – без комментариев».
БИЗНЕС. «Сравнивать заграничный арт-рынок с российским
невозможно, так как в России арт-рынка нет. Нет авторитетных
людей, которые бы имели достаточное влияние и возможность
объективно оценить художника. А хотелось бы, чтобы появился
такой человек и сказал, что Николай Сажин – авангардист и
определил бы цены на его картины. У нас ведь есть неплохие
галереи, которые пытаются работать по западному принципу.
Правда, порой это напоминает анекдот про М. Горбачева и
«социализм по шведскому типу». – «Как же мы его такой построим,
если у нас не живет ни одного шведа?!» Бизнес получается у тех
галерей, которые работают с иностранцами и продают им все – от
матрешек до приличной живописи. К арт-рынку на Западе относятся
картины, проданные дороже 20 тысяч евро. У нас в Питере нет ни
продавцов, ни тем более покупателей такого уровня».
РАБОТА. «Я абсолютно неограничен в свободе передвижений. У нас с
женой есть дом в Болгарии, в который мы можем поехать в любой
момент. Для меня важнее всего работать, и когда я сижу за
холстом, мне абсолютно все равно, где я нахожусь. Но дома
работается спокойнее и лучше. Пишу я мало, потому что делаю все
медленно и тщательно: становиться «мазилой», продающим сотни
красивеньких одинаковых картинок, не хочется. Таких и без меня
хватает».